Минтранс РФ 18 октября направил в Правительство письмо за подписью первого замминистра транспорта Андрея Костюка о новых источниках для пополнения дорожных фондов, сообщают «Известия». Ведомство предложило ввести покилометровую оплату проезда по трассам всех категорий для транспорта, работающего на альтернативных видах топлива.
Сегодня одним из основных источников наполнения дорожных фондов являются доходы бюджетов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей. Владельцы экотранспорта освобождены от платы за использование дорожной инфраструктуры, однако так же, как и другие, оказывают на нее негативное воздействие.
Также Минтранс намерен ввести акциз на экологичное топливо – газомоторное, электроэнергию, водород, и распространить на региональные дороги принцип «пользователь платит» в отношении грузовых автомобилей. Ведомство ссылается на международный опыт.
– Зарубежный опыт показывает эффективность внедрения платности автодорог как в части вопросов их разгрузки и переключения с личного транспорта на общественный, так и в части решения вопросов экологии. Очевидно, что в России тоже будут постепенно, со временем прибегать к механизму «пользователь платит, – считает первый вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая.
Ведомство также считает необходимым с 2025 года установить объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в размере 1,3 трлн рублей в ценах 2024 года, подлежащий индексации на прогнозируемый уровень инфляции в соответствующем финансовом году.
Сейчас в Правительстве ведется экспертная проработка предложений Минтранса. Инициативу уже не поддержали в Минэко. По мнению ведомства, это приведет к уменьшению спроса на электротранспортные средства в стране. В августе правительством была утверждена концепция по развитию производства и использованию электротранспорта в РФ на период до 2030 года. Одно из ключевых ее направлений – стимулирование спроса на отечественные электротранспортные средства из-за его недостаточности на российском рынке. Это предоставление льготных условий пользования электротранспортной инфраструктурой, бесплатный проезд по платным участкам федеральных автодорог, отмена транспортного налога, бесплатная парковка и корректировка коэффициента расчета суммы утилизационного сбора с 2022 года.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов напомнил, что если сейчас человек покупает электромобиль и сразу начинает экономить (а выгода может доходить до нескольких сотен тысяч рублей в год), то в случае введения прямых платежей, предложенных Минтрансом, такие машины в России покупать перестанут.
– Если же появится покилометровая оплата проезда для авто на альтернативных видах топлива, получится, что они будут платить за проезд вообще по любой дороге. При этом машины на бензине и дизеле бесплатно по дорогам не ездят: как минимум половина стоимости их заправки уходит в дорожные фонды в качестве акциза, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход от добычи (НДД) и других налогов, – пояснил автоэксперт.
Однако эксперты считают, что при масштабном переходе на электротранспорт предложения Минтранса оправдают себя.
Напомним, с 1 января 2022 года Минпромторг предлагает резко увеличить утилизационный сбор с электромобилей. LR
Источник: logirus.ru