«Эффект низкой базы» у электрокаров на исходе, но их производители верят в лучшее


До недавнего времени динамика продвижения электрокаров на российском рынке была высокой из-за «низкой базы». В 2021-м спрос увеличился в 3,2 раза – до 2,25 тыс. единиц, в 2022 году прирост продаж составил 33% и достиг почти 3 тыс. единиц, сообщает «Коммерсантъ». В 2023 году в РФ было реализовано 14 тысяч авто на электрическом ходу, что в 4,7 раз больше, чем годом ранее.

В пятерку наиболее востребованных брендов электрокаров в России входят китайские Zeekr и Voyah, российский Evolute, немецкий Volkswagen и американский Tesla, подсчитал «Автостат».

При этом продажи электрокаров на рынке новых автомобилей в России сейчас составляют всего 1,3%. В общем отечественном автопарке доля машин с электрическим приводом минимальна. По данным ГИБДД, к концу прошлого года всего на учете было зарегистрировано около 40 тыс. электромобилей, что составляет 0,07% от всех зарегистрированных легковых автомобилей в стране.

По данным британской консалтинговой компании Rho Motion, в 2023 году в мире было продано 9,5 млн автомобилей на электрической тяге, что на 31% больше, чем годом ранее. Однако в 2022 году прирост продаж был вдвое больше и составлял 60%, а в 2024-м прирост может упасть до 20%. В этом году доля электромашин в глобальных продажах новых авто сократится до 14% по сравнению с 17% в 2023-м, по данным BloombergNEF.

Мировые компании hi-tech и автопроизводители разочаровались в подобных автомобилях. Так, Apple закрыла проект по разработке электромобиля, в который инвестировала последние десять лет. Aston Martin отложила дебют первого серийного электромобиля, отказалась от выпуска электрических кроссоверов и седана под суббрендом Lagonda. Руководство германской Mercedes-Benz отозвало ранее данное обещание в 2030 году полностью перейти на выпуск электрокаров и заявило о возобновлении исследовательской деятельности в области двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

При этом еще осенью 2022 года Еврокомиссия постановила, что с 2035-го в ЕС не будут продаваться автомобили с ДВС. Вероятно, это решение в 2026 году будет пересматриваться по инициативе ФРГ.

Во-первых, электромобили относительно дорогая покупка. В среднем они минимум на треть дороже, чем машины такого же класса с бензиновым или дизельным мотором.

Во-вторых, запас хода даже у самых продаваемых электромобилей не более 300-400 км, а до полной зарядки электрокару нужно несколько часов. В-третьих, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей отстает от темпов их продаж во всем мире. Например, в США сейчас насчитывается около 40 тыс. быстрых зарядных станций – это в три раза меньше, чем необходимо.

Серьезным препятствием также служит сворачивание в ряде стран мер господдержки. Например, в Германии из-за экономических трудностей с начала текущего года прекращена выплата «экологического бонуса» в размере €4,5 тыс. каждому покупателю электромобиля. Бонусная программа работала с 2016 года, за семь лет из государственной казны ФРГ владельцам 2,1 млн автомобилей было выплачено порядка €10 млрд.

В России продолжает действовать ряд существенных льгот для покупателей. На собираемые в стране электрокары полагается внушительная государственная субсидия — до ₽925 тыс. (получает конечный приобретатель автомобиля), что сейчас может достигать почти трети розничной стоимости электромобиля.

Владельцы электромашин в РФ освобождены от транспортного налога, имеют льготы при страховании ОСАГО, подчеркивает в беседе с «РБК» генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Им положены бесплатные парковочные места во многих городах, в том числе в столице, бесплатный проезд по ряду коммерческих трасс федерального значения и возможность бесплатно заряжать автомобили на определенных типах станций. К примеру, на сети энергозаправок «Энергия Москвы».

Как заявляют представители департамента транспорта Москвы, сейчас в столице насчитывается более 3 тыс. электрических заправок, а к 2030 году их число планируется увеличить в десять раз, до 30 тыс. Всего, согласно принятой в 2021-м правительственной концепции развития в РФ автомобильного электротранспорта, к 2030 году в стране должно насчитываться минимум 72 тыс. зарядных станций. Эта же концепция ставит амбициозную задачу: через шесть лет среди всех производимых в РФ автомобилей доля электрокаров должна составлять не менее 10%.

В настоящий момент в России производятся электромобили двух марок: столичный «Москвич» (модель «Москвич 3е»), а также выпускаемые в Липецке машины Evolute (седан i-Pro, кроссоверы i-Joy, i-Jet, i-Sky).

Пилотные партии электрокара Lada e-Largus в конце прошлого года начали выпускать в Тольятти на АвтоВАЗе, а на калининградском «Автоторе» приступили к сборке электроседана «Амберавто А5».

В середине следующего года «Москвич» планирует запустить массовое производство отечественного электрокара «Атом». В 2026-м на бывшем заводе Toyota под Санкт-Петербургом начать выпуск электрического кроссовера E-Neva намерен оборонный гигант «Алмаз-Антей».

По подсчетам правительства РФ, к 2030 году в стране будет выпускаться порядка 220 тыс. электромобилей в год. В то же время взят курс на серьезную локализацию этих моделей. Так, корпорация «Росатом» строит под Калининградом «гигафабрику», где ежегодно будут выпускать аккумуляторные батареи для 40–50 тыс. электрокаров, старт производства намечен на 2025 год.

В Подмосковье «Росатом» строит еще один завод по выпуску аккумуляторных батарей; здесь же предположительно будут выпускаться и другие важные компоненты – электродвигатели, редукторы, силовая электроника.

Одна из ключевых сложностей, связанных с производством электрокаров в России, – растущая потребность в тяговых батареях. Это самый дорогой элемент в конструкции электромобиля — на него приходится примерно до 40% стоимости машины.

– Прототип отечественного аккумулятора впервые был представлен в 2022 году, промышленное производство литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей для электромобилей начнется в Калининграде в 2025 году, – отмечает Андрей Терлюкевич.

При этом важно, что производители электромобилей в России показывают самые высокие темпы роста в отрасли. «Моторинвест», владеющий брендом Evolute, планирует нарастить выпуск с 7,2 тыс. электромобилей в 2023 году до 12 тыс. в 2024-м и 18 тыс. в 2025 году, добавляет эксперт.

Постепенно будет снижаться и себестоимость электромобилей – за счет удешевления основных компонентов. К примеру, цена литий-ионных аккумуляторов за последние 14 лет упала более чем в десять раз. Сейчас она в среднем составляет менее $100 за 1 кВт*ч, по данным Benchmark Mineral Intelligence.

Аккумуляторные батареи и дальше будут падать в цене, а их эффективность, срок службы и скорость зарядки – увеличиваться, убежден основатель российской компании-производителя накопителей электроэнергии Volts Владимир Млынчик.

В пользу электромобилей говорит и тот факт, что они в целом надежнее автомобилей с ДВС.

– Электрокары реже ломаются, чем бензиновые или дизельные автомобили, поэтому требуют меньше затрат на обслуживание, – подчеркивает директор по маркетингу компании «Мир-Дистрибьютор» Дарья Сапунова.

В качестве примера эксперт приводит отчеты ALD Lease Plan – международной лизинговой компании, имеющей 428 тыс. электромобилей и продолжающей увеличивать их долю в своем парке. По данным этих отчетов, основная причина отказов в автомобилях такого типа — механические повреждения вследствие аварий.

Прочие частые поломки электрокаров связаны с попаданием воды в корпус аккумуляторной батареи, электромотор или электронные компоненты, а также с программным обеспечением, особенно в моделях, перегруженных новыми технологиями, резюмирует Дарья Сапунова.

Напомним, продажи электромобилей в РФ к 2030 году могут достичь 220 тыс. штук, или 12% рынка. В 2035 году реализация выйдет на уровень 483 тыс. электромобилей – 25% рынка. Примерно такая доля у электромобилей в Китае, который лидирует по количеству электрокаров на внутреннем рынке. LR
Источник: logirus.ru