Минтранс РФ ускорит запуск беспилотных магистральных грузовых перевозок на трассе М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Об этом стало известно на международной форсайт-дискуссии «Беспилотный транспорт: будущее уже наступило. Готовы ли мы?»
Как рассказал заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов, поручение начать беспилотные перевозки на М11 раньше, чем планировалось, дал вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Новый срок – III квартал 2023 года вместо 2024 года. Речь идет именно о коммерческих рейсах.
Соответственно, к тестированию беспилотных грузовиков приступят уже в первом квартале 2022 года. По словам замминистра, на первом этапе беспилотники запустят только на некоторых участках трассы. А затем – и по всей протяженности автодороги.
Минтранс уже заключил 12 соглашений об участии в проекте «Маяк». Все компании-подписанты принимают участие в работе профильного комитета, созданного на площадке ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Планируется, что беспилотное движение на трассе М11 будет организовано по модели «hub2hub». По магистрали – между хабами – грузовики будут двигаться в беспилотном режиме. А на первой и последней миле, по территории города с интенсивным движением, автомобилем будет управляет водитель.
Для реализации этой модели в конечных точках трассы – московских Химках и Тосно под Санкт-Петербургом – планируется построить специальные хабы.
На М-11 создадут государственного оператора дороги и 2-3 коммерческих операторов. Они будут управлять движением беспилотных автомобилей. Например, выдавать ограничения на скорость движения по трассе при гололеде.
– К 2030 году, когда будут запущены не менее 20 тысяч дорог для беспилотных грузовиков, скорее всего, будет создан единый госоператор беспилотного движения, – отметил заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов.
Но перед развитием беспилотных перевозок в России пока существует целый ряд барьеров. По мнению Кирилла Богданова, это прежде всего, риски при эксплуатации таких транспортных средств на дорогах общего пользования. Речь идет о рисках ДТП с участием автономных авто.
Второй барьер – финансовый. На создание дорожной инфраструктуры для беспилотных грузовиков приходится от 1,5% до 2% стоимости строительства новой дороги.
В качестве барьера для развития транзитных беспилотных перевозок по создаваемым логистическим цифровым коридорам «Восток – Запад», Кирилл Богданов назвал отличие стандартов для автономных транспортных средств в разных странах.
Ранее в качестве еще одного барьера называли Венскую конвенцию. Документ, напомним, предписывает обязательное присутствие человека в движущемся авто. По словам Кирилла Богданова, сейчас это препятствие практически устранено. По инициативе ряда стран, включая Россию, в конвенцию подготовлены изменения, допускающие движение автомобиля по дорогам общего пользования без присутствия человека. Если возражения к этим корректировкам не поступят до 15 января 2022 года, то уже в июне 2020-го новая редакция вступит в силу.
Кроме того, ранее Секретариат ООН давал разъяснения, что внутренними нормативными актами государства может быть разрешено движение беспилота либо с тест-пилотом в салоне, либо под дистанционным контролем оператора.
Для полного устранения законодательных барьеров при реализации проекта «Маяк», Минтранс намерен установить на М-11 особый правовой режим, как это прописано в законе «о цифровых песочницах». А в 2022 году министерство внесет на рассмотрение Правительства проект федерального закона, устанавливающего правила для беспилотных автомобилей.
– Цель проекта «Маяк» сделать беспилотные перевозки более выгодными, чем на обычном грузовике, – резюмировал Кирилл Богданов.
Напомним, в начале ноября 2021 года Правительство РФ одобрило запуск грузоперевозок автономными транспортными средствами на трассе М-11 «Нева» в режиме «цифровых песочниц». LR
Источник: logirus.ru