В России возник сильный дефицит новых грузовых автомобилей. В результате, их стоимость на внутреннем рынке поднялась в 2021 году на 15-18%, сообщил «Логирусу» генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров.
По словам эксперта, сейчас спонтанно взять и договориться о покупке грузового автомобиля нельзя. Производители обещают организовать поставку только в 1-2 квартале 2022 года. Если раньше заказ выполнялся от 3 до 6 месяцев, сейчас надо ждать новой грузовой машины 9 месяцев. То есть при текущем заказе в этом году получить автомобиль уже не получится, отметил Саттаров.
По его словам, Globaltruck в начале текущего года пытался договориться с двумя крупными европейскими производителями полуприцепов, однако полностью приобрести технику летом не получилось.
— Нам смогли поставить только 20 полуприцепов, хотя мы готовы были купить большее количество, уточнил Саттаров.
Ситуация с тягачами аналогичная, добавил эксперт.
– Мы общались о покупке тягачей у одного из наших постоянных поставщиков, однако они нам сказали, что в этом году они смогут продать только маленькую партию этой техники. Уточню, что мы покупаем последние два года только тягачи на газе, однако по дизельным тягачам, думаю, будет аналогичная ситуация. Среди причин – неготовность автопроизводителей к столь быстрому восстановлению спроса после острой фазы пандемии и проблемы с поставщиками автокомпонентов, – считает гендиректор Globaltruck.
По прогнозным оценкам Ильи Саттарова, дефицит, скорее всего, закончится в 2022 году.
Заместитель генерального директора «ТРАСКО» по транспорту Михаил Пальков подтвердил, что дефицит на рынке грузовых автомобилей есть. Заказы на этот год автопроизводители уже не принимают. Косвенным подтверждением этому является рост спроса на бывшие в эксплуатации автопоезда, за которыми покупатели буквально выстраиваются в очередь, уточнил эксперт.
Пальков считает, что стоимость грузовиков увеличивается в связи с тем, что на рынок выходят модели более высокого экокласса, а также за счет увеличения размера утилизационного сбора.
Он добавил, что ТРАСКО покупает седельные тягачи Scania и Volvo.
– Программу закупок автомобилей на этот год компания начала в марте и планирует завершить ее в августе. Сложностей с закупками нет, если сделать заказ заранее. В частности, мы объявили о намерении приобрести определенные позиции в конце прошлого года, – заключил Пальков.
Директор по продажам автолизинга группы компаний Альфа-Лизинг Александр Голанков рассказал, что в сегменте грузовых автомобилей на тягачи большой семерки сейчас формируются заказы с поставкой на июль текущего года, существенная часть авансирована на октябрь-ноябрь.
– При этом уже есть сделки, поставка тягачей по которым состоится, что было раньше трудно даже представить, только в марте 2022 года. Японские малотоннажные грузовики сейчас в поставке 2-3 месяца, – отметил он.
Гендиректор «Газпром автолизинг» Лилия Маркова связывает дефицит грузовиков с отсутствием компонентов для сборки машин – микросхем и прочих запчастей. Ситуация тут такая же, что и с легковыми автомобилями, которых тоже не хватает в салонах, сказала эксперт.
Маркова считает, что во втором полугодии роста цен на готовую продукцию не избежать.
Генеральный директор АвтоСпецЦентр Котляковка (бренды HINO, Hyundai) Илья Молчанов напомнил, что месяц назад импортеры официально предупредили, что, начиная со второго полугодия, цены на шасси вырастут в среднем 3-5%.
– В свою очередь, крупнейшие в России производители кузовов-фургонов (ООО «Центртранстехмаш», ООО «Автомеханический завод») также подняли цены на свою продукцию в среднем на 10%-15%. В итоге готовый автофургон (шасси+фургон) уже подорожал в среднем на 7% и это только начало второго полугодия. Ситуация с доступностью грузовых автомобилей на рынке немного улучшилась с начала года. Дефицит грузовых автомобилей остается главным вопросом, которой пытаются решить импортеры в условиях пандемийных ограничений. В первую очередь рост цен на коммерческую технику связан с ростом стоимости металла – одного из важнейших составляющих ресурсов машиностроения. Алюминий с начала года подорожал 30%, медь – на 25%, – объяснил эксперт.
Руководитель департамента продаж компании «Идемитсу Лубрикантс Рус» Дмитрий Парфенов добавил, что на повышенный спрос на грузовики повлиял рост объемов перевозок различных товаров в стране.
По его словам, не у всех логистических операторов хватает парка, особенно, малотоннажных грузовых машин. С рынка ушло немало мелких перевозчиков, не способных конкурировать с крупными игроками. Также отдельные производители грузовиков столкнулись с дефицитом запчастей и, наконец, сильно подорожал стальной прокат (его доля в себестоимости выпуска автомобилей достигает 70%). На данном фоне производство грузовых машин растет: по итогам пяти месяцев 2021 года объемы увеличились на 55,6% до 68 600 штук, тем не менее, их пока на всех не хватает. Поэтому можно ожидать роста цен на них во второй половине текущего года на 5-6%, если же нехватка машин будет разрастаться, – то и даже на 8-10%, заключил Парфенов.
Большинство дилеров грузовых автомобилей отказались комментировать «Логирусу» дефицит грузовиков и рост цен. Однако в DAF Trucks Rus, признали, что с начала года уже имело место повышение цены на грузовые автомобили. В компании отметили, что во второй половине года также может произойти еще одно повышение цен. В первую очередь, увеличение цены коснется новых заказов при этом независимо от модели. Так же возможно, что при неблагополучном развитии ситуации увеличение затронет также ранее размещенные заказы, добавили в компании. Также в DAF Trucks Rus признали, что в текущем году не получается полностью удовлетворить потребности клиентов.
По данным «Авито Авто», спрос растет не только на новые, но и на подержанные грузовые автомобили. На них в России в первом полугодии 2021 года спрос вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупкой грузовиков с пробегом на «Авито Авто» в I полугодии 2021 года интересовались на 5,3% чаще, чем год назад. Предложение при этом демонстрирует обратную динамику: количество объявлений о продаже грузовиков по сравнению с прошлым годом снизилось на 8,1%. Спрос на грузовой транспорт превышает предложение.
Как отметил руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» «Авито Авто» Сергей Никольский, в I полугодии 2021 года средняя стоимость грузовика с пробегом составила, по данным сервиса, 750 000 рублей. Это на 36,4% больше, чем в I полугодии прошлого года и на 7,1% больше, чем во II полугодии прошлого года. Среди причин роста цен на грузовые автомобили на вторичном рынке – повышение покупательского спроса, а также положительная динамика цен на новые грузовики.
По данным агентства Russian Automotive Market Research, средневзвешенная цена новых грузовых автомобилей в I квартале 2021 года увеличилась на 4,8%. Производители и дилеры нового грузового транспорта вынуждены повышать цены на свою продукцию, чтобы отыграть динамику курса валют и компенсировать сложности, возникшие на рынке на фоне пандемии COVID-19. А продавцы подержанного грузового транспорта в свою очередь повышают цены вслед за ростом стоимости новых моделей. Поскольку описанные факторы продолжают оказывать влияние на рынок, есть все основания ожидать, что средние цены на подержанные грузовики не будут снижаться и во II полугодии 2021 года.
Напомним, по итогам мая рынок новых грузовых автомобилей в России вырос на 70,2% в годовом выражении – до 7 500 штук, отмечают аналитики «Автостата». LR
Источник: logirus.ru