После августовского пика осенью рынок грузовиков «подостыл»


В сентябре рынок грузовых автомобилей вырос на 89,1%, до 13,7 тыс. единиц. Это на 15,6% меньше августовского пика рынка, когда было продано 16,2 тыс. грузовых автомобилей, но выше предыдущих месяцев, сообщает «Автостат».

Несмотря на падение на 5,1% к прошлому году, до 2,55 тыс. машин, свое первенство «КамАЗ» не уступает. Продажи Shacman выросли вдвое, до 2,2 тыс. автомобилей, Sitrak – в пять раз, до 2,2 тыс. единиц.

Наименьшая регистрация грузовых автомобилей происходит в первый месяц осени, в октябре-декабре их количество может достигать 160 тыс. в месяц. В августе доля тягачей на рынке тяжелых грузовиков составила более 50%, и эта тенденция сохранится до конца года, отмечает директор по маркетингу BWG Анна Ерохина.

– Перевес в пользу тягачей возник уже в апреле. Для сравнения: по итогам прошлого года рынок тяжелых грузовиков оценивался в 75 тыс. единиц, а доля седельных тягачей составляла 25%, самосвалов – 36%. Такое соотношение нехарактерно для рынка: на долю седельных тягачей традиционно приходилось не менее 40% рынка, – подытожила эксперт.

Оживленные покупки грузовиков объясняются отложенным спросом на технику и ростом рынка грузовых автоперевозок, а также влиянием фактора загруженности железнодорожных перевозок из-за увеличения доли китайских брендов, поясняет руководитель «Авито Спецтехники» Андрей Ковалев.

На «Авито Спецтехнике» в III-м квартале предложение по новым грузовикам выросло на 110% при увеличении спроса на 35%. Самой востребованной моделью стал «КамАЗ» 43 118 (11,2% от общего спроса на новые грузовики) со средней ценой ₽12,5 млн. На втором месте тягач Shacman X3000 с долей спроса 9,8% и средней стоимостью ₽9,65 млн.

По информации «КамАЗа», в сентябре зарегистрировано более 13 тыс. тяжелых грузовиков, более чем вдвое выше, чем год назад. Сегмент тяжелых самосвалов стабилизировался, а магистральных тягачей – продолжил рост.

– Наша основная деятельность направлена на обеспечение транспортной безопасности страны, и на свободный рынок техники попадает мало. Не совсем корректно в этих условиях сравнивать доли на рынке, – говорят представители «КамАЗа».

Исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ) Артур Солдаткин отмечает небольшое сокращение спроса в сентябре на грузовые автомобили Dayun на газомоторном топливе. Причины: насыщение рынка и увеличение стоимости финансовых инструментов, в первую очередь лизинга. На конец года ожидается традиционный всплеск спроса, после чего наступит затишье до весны.

В результате повышения ключевой ставки и ставок лизинговых компаний в начале сентября фиксировали спад продаж. Однако во второй половине месяца спрос снова активизировался. Большинство запросов – на крупные партии, говорит руководитель отдела продаж компании «ААА Траксервис» (дилера MAN, Sitrak, Howo, Isuzu) Дмитрий Кондраков.

Директор департамента коммерческого транспорта ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов констатирует стабильно высокий спрос на рынке тяжелой техники (тягачи и самосвалы).

Если бы не повышение утильсбора и процентной ставки по кредитам и лизинговым договорам. Ключевая ставка ЦБ выросла с 9,5% до 13%, поэтому все предложения стали менее выгодны для клиентов минимум на 4%. С учетом того, что увеличились даже действующие договора с клиентами, дилеры тяжелой техники продали меньше ожидаемого. Дальнейшее развитие ситуации, считает эксперт, зависит от того, будет ли повышаться ключевая ставка.

Напомним, продажи грузовых автомобилей с середины августа начали снижаться после более месяца уверенного роста. До этого падение продаж неделя к неделе наблюдалось в конце апреля (после роста курса валют) и в начале июня 2023 года. LR
Источник: logirus.ru