Электрозаправки хотят сделать обязательным приложением к АЗС


Минэкономики разрабатывает предложения по обязательной установке зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) на АЗС. Необходимо установить критерии, по которым будут выбирать места установки, включая протяженность транспортных сетей, их категорию, экономическую целесообразность и прочее, информирует «Коммерсантъ». Сейчас прорабатывается возможность установки ЭЗС на заправках на ключевых федеральных трассах, где наибольший трафик.

Летом 2022 года Правительство РФ запустило программу субсидирования установки быстрых ЭЗС. В том же году по программе поддержки установили 493 ЭЗС, а в текущем году планируется установить еще 872 станции. Максимальная субсидия – 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн рублей. Субсидия на технологическое присоединение (ТП) к электросетям – 30%, но до 900 тыс. рублей.

– На автомагистралях на определенных участках есть сразу две-три заправочные станции – не очевидно, по какому принципу государство отдаст предпочтение той или иной локации, при этом установка ЭЗС на АЗС должна быть субсидируемой, так же как и для остальных локаций, – полагает советник президента Sitronics Group Армен Сафарян и добавляет, что ЭЗС на заправках нужны хотя бы каждые 100 км.

Однако лишь 10-15% автозаправок в России имеют свободные электросетевые мощности (не менее 60 кВт), необходимые для установки быстрых ЭЗС, предупреждают в Green Drive.

При отсутствии доступных сетей стоимость техприсоединения станции может составлять от 1,5 млн до 7 млн рублей за 150 кВт.

В Punkt E говорят, что при имеющейся технической возможности подключения стоимость ТП на трассе составляет минимум 5 млн рублей за 150 кВт, тогда как коммерчески приемлемая цена – меньше 2 млн рублей: «Если же возможности ТП ограниченны, то стоимость становится запретительной и может доходить до 30 млн рублей и выше».

Решение по оснащению и типу ЭЗС зависит от ряда факторов: месторасположения АЗС, спроса в регионе, возможности выделения парковочных мест для электромобилей, а также кафе на время ожидания зарядки. «Газпром нефть» рассматривает возможность развития такого сервиса – в декабре 2022 года на ряде АЗС сети в Ленобласти установлены быстрые ЭЗС.

Согласно постановлению правительства от 27 апреля №890, с ноября 2016 года АЗС должны были оснащаться зарядными станциями. В 2021 году его отменили из-за отсутствия четких технических требований.

На большинстве АЗС выведены однофазная или трехфазная розетки, подходящие только для медленных ЭЗС со временем заряда от семи-восьми часов, которые применимы в городе, но не подходят для трасс. Нужны полноценная программа, требования и методология отбора АЗС для равномерного покрытия трасс станциями, считает он, предлагая реализовывать это посредством механизма концессий, так как сейчас инфраструктура ЭЗС на трассах нерентабельна.

По данным «Автостата», на начало 2023 года парк электромобилей насчитывал 20,7 тыс. машин. В Минэкономики подтверждают, что с августа 2022 по август 2023 года, по данным МВД, парк электромобилей вырос на 55% и, «соответственно, потребность в ЭЗС тоже выросла, что требует расширения инфраструктуры».

Напомним, в России функционируют 7 500 ЭЗС, в том числе 1 200 БЭЗС. LR
Источник: logirus.ru